История этого изобретения вполне возможно повернула мир в другую сторону, причем в прямом смысле слова.

michelenНачалось все еще в 1830 году в небольшой компании во французском городке Клермон-Ферра. Эту компанию основали братья Андре и Эдуард Мишлен. Изначально они производили в небольших количествах все подряд, но в итоге остановились на массовом производстве велосипедных шин, поскольку в те годы это был набирающий популярность транспорт. Компанию вполне ожидаемо было решено назвать по фамилии братьев-основателей — Мишлен.

В 1891 году на веломарафоне Париж-Брест-Париж один из велогонщиков использовал сменную пневматическую шину, изготовленную на заводе Мишлен. Это послужило отличной рекламой, и доходы компании выросли в несколько раз.

Стоит отметить, что идея пневматической шины принадлежит другому изобретателю, Бойду Данлопу. Но Мишлен не скопировали чужую идею, а доработали ее: шины от Данлопа были приклеены к колесу, а братья Мишлен предложили инновационный способ съемного крепления.

Но такую инновационность далеко не сразу восприняли должным образом. Здесь сыграло свою роль и все еще большая распространенность лошадей на дорогах, и традиционная острожность ко всему новому. Но в Мишлен верили в свое детище и упорно доказывали его удобство и комфорт.

Так, в 1892 году компания организовывает гонку Париж — Клермон-Ферран. Братья Мишен рассыпают по дороге гвозди для того, чтобы доказать, что спущенное колесо больше не является серьезной проблемой, поскольку благодаря Мишлен нет необходимости менять все колесо целиком, достаточно просто сменить шину.

180px-Michelin_Poster_1898Именнно в тот период, а точнее в 1894 году, был придуман всемирно известный «шинный человечек» Бибендум (Bibendum). Автор его — один из братьев, Эдуард Мишлен. По его словам, при создании нового образа он вдохновлялся стопкой шин разного диаметра, положенных друг на друга и… рекламой пива, а точнее рисунком толстого пивовара, держащего пивную кружку в руке. Имя появилось оттуда же, и является сокращением древнеримского восклицания «Nunc est bibendum!» («пить, так сейчас!»). На первых плакатах Бибендум тоже был изображен с кружкой в руке, но наполнена она была не пивом, а различными предметами, представляющими опасность на дороге — гвозди, осколки стекла, острые камни. Надпись на плакате гласила: «C’est a dire: A votre sante. Le pneu Michelin boit l’obstacle», что можно перевести как «За ваше здоровье. Шины Michelin выпьют до дна все препятствия». Кстати, Бибендум признали лучшим логотипом в мире, в 2000 году.

michelin-man-bibendum-helmet-3035-pНастоящий расцвет Мишлен наступил после того, как на дорогах стали появляться автомобили. Сначала в новые шины одевали колеса паровых тележек, потом автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, и по мере того, как они совершенствовались, завод Мишлен совершенствовал свои изделия. Именно братьям Мишлен принадлежат множество изорбретений шиностроения, к примеру, безвоздушные и радиальные шины, которыми мы с вами пользуемся каждый день.

Первое появление Мишлен в России состоялось в 1905 году. Тогда были построены первые склады продукции в Москве и Варшаве. Чуть позже была организована гонка Москва-Санкт-Петербург. Победителем стал автомобиль «Лорен-Дитрих», оснащенный конечно же шинами Мишлен.

В 1908 году компания создает двойную (спаренную) шину, которую в последствии будут использовать на грузовых автомобилях.

Именно Мишлен можно приписать изобретение запасного колеса — в 1913 году это был лишь сменное стальное колесо, но оно уже было прообразом современной «запаски».

Вообще же Мишлен никогда не обходило стороной социально значимые проекты. К примеру, именно они придумали пронумеровать для удобства все дороги Франции. На собственные деньги они строили взлетно-посадочные полосы. У Мишлен даже существовали собственные каучуковые плантации во Вьетнаме.

В 1927 году запускаются фабрики в Англии и Италии. А в 1929 году Мишлен создают фирменный вагон, которые и по сей день используются в метрополитенах Парижа, Лиона, Марселя, Мехико, Тулуза.

Производство только росло, и на данный момент завод производит сотни миллионов шин в год в десятках стран, в том числе и в России, сотрудничество с которой Мишлен осуществляет на протяжении ста лет.

Но Мишлен известен не только благодаря своим шинам. Компания кроме всего прочего владеет таким нетривиальным для шинного гиганта брендом, как ресторанный путеводитель.

220px-Guide_michelin_1929_couverture-editЕго история не менее интересна, чем история создания шин. Первый путеводитель Мишлен изначально не имел никакого отношения к ресторанам и вообще к высокой кухне. В нем указывались в рекомендательном стиле придорожные гостиницы и станции технического обслуживания автомобилей, которые могли пригодиться путешественникам в дороге. То есть основатели Мишлен все же не отошли от тематики автомобилей. Но постепенно функция гида в этих путеводителях ушла на второй план, уступив место ресторанам. Гид Мишлен начинает не только рекомендовать рестораны и гостиницы, но так же и выставлять им рейтинг. Причем все чаще получить одну, две или три звезды Мишлен становится все сложнее и сложнее.

К примеру, три звезды Мишлен сейчас присваиваются только тем ресторанам, шеф-повар которых владеет своей профессией в нескольких поколениях. Интересно, что шеф-повар может перенести звезду Мишлена с собой в тот ресторан, где он будет работать. Узнать о том, что ресторану присвоен какой-то рейтинг, можно только из самого гида. В ресторане запрещено указывать свое участие в путеводителе Мишлен.

Звезды присваиваются экспертами-гурманами, которые посещают рестораны инкогнито несколько раз в год, и постоянно следят за тем, чтобы кухня ресторана (а это главный критерий для попадания в ресторанный гид Мишлен) соответствовала этой награде.

Кроме ресторанного гида Мишлен активно участвует во многих проектах, совершенно не связанных с шинной индустрией.

Вот такая непростая история простого колеса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments