Катти Сарк — вековая история на всю жизнь

Нет, речь пойдет не о виски, а о последнем легендарном клипере, который был построен еще в 1869 году и сохранился до наших дней.

«Катти Сарк» был спущен на воду в Шотландии, в городе Дамбартон, под самый закат парусной эпохи и является последним чайным клипером. Клипер был назван в честь шотландской ведьмы Нэн Короткая Рубашка («Cutty Sark» переводится с шотландского как «короткая рубашка»).

Легендарным «Катти Сарк» стал в 1872 году, когда стартовала очередная чайная регата. Во время регаты у клипера произошла поломка руля, но капитан не сдался, и по быстрому соорудив новый руль, прибыл всего на неделю позже своего спортивного противника — «Фермопилы».

Так получилось, что клипер «Катти Сарк» действительно оказался «рожденным в рубашке». 21 мая 2007 года на корабле возник сильнейший пожар, который уничтожил примерно 75% всей деревянной обшивки, тем не менее властями были выделены средства для его реставрации и он не покоится где–нибудь на дне. Но, впрочем, обо всем по-порядку.

«Катти Сарк» была спущена на воду в 1869 году. В те годы балом на море вовсю правили пароходы и барки с паровыми установками. Они могли перевозить большие объемы грузов и не зависили от ветра.

Именно в такое время и вышла в свое первое плавание «Катти Сарк». Она являла собой лучший образчик многовекового развития парусного флота, чайный клипер с поистине совершенными корабельными формами. Казалось, что на излете популярности парусников «Катти Сарк» удалось вобрать в себя все самое лучшее.

Это был трехмачтовый чайный клипер, который построили в шотландском городке Думбартон по заказу английского судовладельца Джона Уиллиса. Он был страстным любителем парусного спорта и понимал толк в быстроходных кораблях. Вместе с такими же поклонниками паруса, он презирал паровые установки на современных пароходах, искренне считая, что нет ничего лучше ветра — бесплатной движущей силы.

Как раз в то время, когда Уиллис закладывал корабль на стапелях, клипер «Фермопилы», построенный годом раньше, установил новый рекорд: преодолел за 60 дней почти 15 000 миль. Два с лишним месяца он шел со скоростью десять узлов — немыслимой для парусников тех времен.

Зависть завладела Уиллисом и он мечтал о том, что его будущий клипер добъется лучшего результата. При конструировании нового судна он взял за основу обводы его старого парусника «Твид». «Твид» был довольно необычным судном: он был построен как паровой фрегат, но Уиллис, купив его по дешевке, продал машину, а корпус судна удлинил и превратил в клипер.

Несмотря на это, новый парусник выглядел очень массивным и неповоротливым. Казалось бы, что он не сможет развить достаточно большой скорости, но вопреки всем ожиданиям это было не так. «Твид» шел поразительно легко, и секрета этой легкости не знал даже владелец судна.

Именно таким и хотел видеть новый клипер Уиллис. Компания, которая занималась постройкой «Катти Сарк», сделала все, чтобы парусник стал шедевром. Имя «Катти Сарк» в переводе с шотландского означает «короткая рубашка». Эту же тему поддерживает и деревянная женская фигура, размещенная на носу клипера, изображающая героиню народных сказаний и поэмы Бернса — Нэн-Короткую-Рубашку.

«Катти Сарк» была украшена очень богато. Корпус был выкрашен в черный цвет и украшен золотыми узорами и буквами. В центре корабля была вырезанная из дерева «Звезда Индии» с надписью: «Небесный свет указывет нам путь».

Первое плавание предстояло в Шанхай, в 1870 году. К сожалению, слабые ветра и мелкие аварии преследовали парусник на всем пути в Китай. «Катти Сарк» не смогла установить ожидаемого рекорда. В следующий рейс «Катти Сарк» отправилась в Лондон.

Паруснику предстояло перевезти чай нового урожая за весьма неплохое вознаграждение. Уже тот факт, что этот груз доверили парусному судну, а не быстроходным пароходам — было маленькой победой. В те годы достаточно активно курсировал слух о том, что чай впитывает в себя запахи и смог от труб пароходов, поэтому торговцы при любой возможности искали подходящий парусник, чтобы отправить свой товар на нем. И это несмотря на то, что пароходы преодолевали путь до Лондона за 60 дней, что было недоступно для парусников.

«Катти Сарк» в итоге смогла добраться до конечной точки лишь за 110 дней, так и не поставив рекорда. Уиллис был в бешенстве — ведь он так хотел обойти в этом показателе «Фермопилу».

Единственное фото «Катти Сарк» на ходу. Снимок сделан капитаном Р. Вуджетом.

Соперничество между двумя этими лучшими парусниками длилось не один десяток лет. Их капитаны соревновались в своем профессионализме, хотя чаще всего им приходилось лишь уповать на удачу попутного ветра.

Из книги И. Г. Шнейдера «Операция парус. Наследники Катти Сарк»

Все труднее становилось оправдывать австралийские кругосветные рейсы, а другой работы не находилось. В течение 10 лет ежегодно «Катти Сарк» находилась в море около 5 месяцев (примерно 70 дней до Австралии и 80 дней обратно вокруг мыса Горн), пару недель принимала генеральный груз, менее чем за месяц грузила шерсть. Все остальное время уходило на ожидание груза: месяц за месяцем судно стояло в австралийских портах. Не было возможности сделать добавочный рейс, не рискуя при этом упустить шерсть, нельзя было и сокращать экипаж. Надо еще иметь в виду, что любой парусный корабль, идущий без груза, не мог обходиться без заменяющего его твердого балласта («Катти Сарк» принимала 460 т), который и сам по себе стоил денег, даже если это был камень или морской песок. Наконец, стоило денег уложить и убрать баллист. Работа с балластом, естественно, возлагалась на практикантов; опытных моряков в тот период насчитывалось на борту не больше восьми человек!

Прошли дни несчастий, которые некогда обрушивались на судно. Вуджет (капитан судна — прим. редактора) содержал клипер в отличном состоянии и превосходно командовал им, совершая курьерские плавания. «Катти Сарк» той поры выполняла их так хорошо, что старый Уиллис, не потерявший навязчивой идеи, задумал сделать еще одну попытку побить «чайный» рекорд. В 1886 г. он снова отправил «Катти Сарк» в Шанхай за чаем. В последний раз! Она доставила в Китай металлолом (эта перевозка не стоила ничего!). Как и следовало ожидать, чая для клипера не оказалось — напрасно простояли здесь четыре месяца. Чтобы не опоздать за шерстью, пришлось в балласте идти на Сидней. Таким образом, рекорды «Фермопил» (от Темзы до Мельбурна — 60 дней, от Мельбурна до Шанхая — 28 дней, от Шанхая до Темзы — 91 день) так и остались непревзойденными!

Зато на шерстяной линии «Катти Сарк» не знала равных: ее официально зарегистрированные в оффисе Ллойда рекорды при плавании от Сиднея или Ньюкасла до Темзы — это 67, 69, 70 дней. Здесь был побежден и но знавший до того поражений «Фермопилы»! В 1887 г. «Катти Сарк» доставила шерсть за 71 день, на 8 суток обогнав «Фермопилы» и на 18-20 суток — средние клипера!

«Катти Сарк» была на плаву почти сто лет. В 1922 году судно было переквалифицировано в учебное и до 1954 года на нем проходили службу матросы и младшие офицеры. Но и после этого имя славного судна не кануло в лету. С тех пор парусник стоит в сухом доке в Гринвиче и является очень популярным музеем. Это единственный сохранившийся до наших дней чайный клипер. А еще в мире регулярно проводится крупнейшая парусная регата, носящая имя «Катти Сарк» — и это поистине потрясающее зрелище, которое напоминает нам о тех временах, когда в помощниках моряков были только парус и ветер…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

← Милл Эндс Парк, Портленд, США

Как увидеть ангела →

1 Комм.

  1. Сергей

    странно, что корабль до сих пор живой — наверное ему повезло 🙂

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: